Новые идеи в образовании.
I
Историческая справка. Великие об образовании.
О педагогической науке:
"У нас нет педагогической науки"(А.С.Макаренко)
О количестве знаний:
"Я готов был бы сказать, что подобно тому, как растения угасают от чрезмерного обилия влаги, а светильники - от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза
сгибается и увядает" (Мишель Монтень)
О качестве знаний:
“Большей частью они (умы молодежи – В.Б.) заполнялись шелухой слов, пустой попугайской болтовней, отбросами и чадом мнений” (Ян Коменский (“Великая дидактика”))
О приоритете знаний:
“Знание – ничто, воображение – всё” (Альберт Эйнштейн)
О специфике знаний:
"Знания только тогда знания, когда достигаются усилиями своей мысли, а не памятью."(Лев Толстой)
“В голове укладываются только те знания, которые применяются на практике” (Дейл Карнеги)
О характере учительского труда и стратегии заблуждений:
“Учащихся задерживали пять – десять и больше лет на том, что несомненно можно воспринять человеку в течение года. Что можно было бы постепенно прививать сознанию, то навязывалось, вдалбливалось и даже вколачивалось насильственно. Что можно было бы представить наглядно и ясно, то преподносилось темно, запутанно и сбивчиво в виде подлинных загадок.”
“Конечно, мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам ещё от прародителей, что оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания. В угоду этому беспорядочному стремлению школы до сих пор гнались только за знаниями” (Ян Коменский (“Великая дидактика”))
"Мы учимся не ради жизни, а для школы" (Луций Сенека)
О специфике образования:
“Я, признаюсь, не раз приходил к мысли и к тому решительному убеждению, что все это введено в школу каким – то злым и завистливым гением, врагом человеческого рода.” (Эйльгардт Любин)
О статусе образования
:“Образование – фундамент экономики”
(Чжу Шихе)О специфике учебных предметов (пример математики: школьные задачи):
“ Искусство рассуждать в них подменялось искусством вводить в заблуждение при помощи слов”
(Эварист Галуа)О результатах педагогической деятельности:
“Мы превращаем наших учеников в глупых и ограниченных людей” (Фридрих Дистервег)
О цели образования:
“Великая цель образования – не знания, а действия.” (Герберт Спенсер)
О психологии родителей:
“Отцы и матери все еще в святой невинности полагают, что если их дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении” (Иоганн Песталоцци)
О стратегии действий:
“Если же однако, наше школьное преподавание в такой степени пагубно влияет на физическое и духовное развитие, то его следует обвинить публично и не снимать обвинения до тех пор, пока власти не произведут серьёзных преобразований” (Вильгельм Лай)
P.S. Не считая себя “великим”, сформулирую как исследователь и педагог
-новатор свою точку зрения на традиционную систему образования:“Традиционное обучение – самый разрушительный после войн вид человеческой деятельности, так как парализует в ученике волю, стандартизирует мышление и усредняет интеллект. Это - духовный СПИД нации. (Владислав Букреев)